worldmiracle.net
Научная информация

Развитие народного творчества

Развитие народного творчества стало у нас государственной политикой. Увлечения и полезные занятия поощряются с юного возраста. Почти все общества и клубы имеют детские секции, для ребят созданы дома детского творчества, дворцы пионеров, станции юных техников, открыты двери детских секций при музеях, институтах. Словом, каждый найдет место, где бы его увлечения и таланты нашли сочувствие и поддержку. Подлинным народным ополчением науки стали дружины, которые, выполняя свой патриотический долг, идут по следам истории Великой Отечественной войны. Отыскивая затерянные документы, восстанавливая события военных дней, людские подвиги и судьбы, они создали по всей стране множество музеев боевой славы. Если собрать все ювелирной точности копии с деревянных старинных построек и разной деревенской утвари, изготовленные Михаилом Ильичом Кузнецовым, получилась бы редкостная коллекция. Вот качели и деревенские карусели, прародители «чертового колеса». Копии кажутся безупречными - это живая история русского Севера. Михаил Ильич - архитектор, сейчас он на заслуженном отдыхе, уже не работает. Весь свой досуг тратит на путешествия по родной вологодской земле. Ходит больше пешком по деревням, снимает чертежи со всех встречающихся на пути примечательных построек - мельниц, церквей, изб. Копирует предметы русского крестьянского быта как сюжет в литературе, изгороди, колодцы, сани. Большая коллекция его картин находится в Государственном историческом музее. Объяснить увлечение, с каким Борис играл в студенческом ансамбле русских народных инструментов, вошедшем в состав Московской народной филармонии. Как солист этого оркестра, в 1964 году Борис Зайцев завоевал звание лауреата II конкурса имени В. Андреева. Участие в популяризаторстве народной музыки началось с журнальных статей и музыкальных радиопередач. Борис искренне увлекся этой своей второй «нештатной» работой, радуясь тому, что полученные за долгие годы знания могут быть интересны другим. В каждой семье отношения супругов, естественно, складывались по-разному, хотя церковь и старалась при этом утвердить авторитетом религиозных догм власть мужчины, всячески принизить женщину, сделать ее полурабыней. «Жене старейшиною быти не даст вещей закон»,- читаем мы в сборнике назидательного чтения «Пчела» (XIV в.). «Не супротивляйтеся, жены, мужьям своим»,- вторили поучения церковных сборников. «Покоривой», «смиренной», «безмолвной», во всем согласной с мужем и безоговорочно подчиненной ему должна была быть «добрая жена». Каких только запретов не налагала на женщину религиозная мораль! Жена без ведома мужа не могла выходить из дома, говорить с «чужими людьми». Существовали даже особые для данных случаев штрафы - они налагались как на болтливых, «прелюбодеинных», грешниц, так и на их «соблазнителей». Но в реальной жизни вопрос о «семейной власти» нередко решался вовсе не по религиозным установлениям. Так, в летописи отмечен случай, когда жена «владяше мужем». И в упомянутой уже «Пчеле» обрисованы мужья, которыми командовали жены: «Бывают те мужи мягци, бесстыдни, бесмыслени, несвободни, раболики и простореци». Вообще положение женщины в древнерусском обществе определялось не столько религиозной моралью, сколько социальными и экономическими условиями жизни. Об этом говорят и дошедшие до нас от XI - XV вв. акты Братьев Гримм имущественных и земельных сделок, подписанные женщинами, а также правовые документы, рисующие их полноправными участницами судебных дел.